Кадровый вопрос для сельского хозяйства сейчас является, пожалуй, одним из наиболее актуальных. Современному АПК как воздух нужны грамотные, высокопрофессиональные специалисты, которых в хозяйствах явно не хватает. Решением проблемы озабочены и власти всех уровней, и руководители предприятий, и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений.
В конце апреля в рамках 1-й специализированной выставки «Кубань Продэкспо – 2011» Агропромышленный союз Кубани провёл «круглый стол» на тему «Кадровый голод в АПК, проблемы и пути решения». В его работе участвовали представители исполнительной и законодательной власти Краснодарского края, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителями сельскохозяйственных предприятий Кубани, образовательных учреждений и кадровых агентств.
Основной задачей «круглого стола» являлась выработка согласованных предложений по совершенствованию механизма отраслевого заказа на подготовку специалистов АПК, повышения качества подготовки и создания условий по их закреплению.
Модератор «круглого стола» Игорь Абакумов, открывая заседание, для затравки поделился собственным опытом.
– Окончив школу, я имел удостоверение младшего авиационного механика, удостоверение электрика и мог уже работать. Я обучался в аэроклубе. И за всё это не заплатил ни копейки, – рассказал он. – Сейчас парень до 16 лет вообще не имеет права работать, зато ему никто не запрещает сгонять ночью за портвейном. Это же нонсенс. В общем, ситуация аховая. Причём подготовка кадров – это системная проблема, она выходит за рамки кадрового голода на селе.
Председатель Агропромышленного союза Кубани Игорь Лобач обозначил проблемы в подготовке кадров для АПК.
В частности, серьёзную диспропорцию между количеством специалистов, выпускаемых вузами, ПТУ, и реальной потребностью производства в конкретных специальностях. С одной стороны, создаётся впечатление, что их выпускается больше краевых потребностей, но при этом в хозяйствах остро не хватает агрономов, зоотехников, механиков и прочих необходимых для производства специалистов.
Мало того, разница между количеством выпущенных и трудоустроившихся на сельскохозяйственных предприятиях просто катастрофическая. В хозяйствах трудоустраивается только 6,6 % выпускников вузов. А есть такие специальности, по которым в сельхозпредприятия не пришло ни одного выпускника. Но при этом 40 % выпускников, обучавшихся по договорам с предприятиями, приступили к работе. Почувствуйте разницу – в пять раз. Одна из причин этого – низкий уровень зарплат молодых специалистов. Игорь Лобач попенял также на то, что качество подготовки специалистов в учебных заведениях не отвечает реалиям производства – недостаточно практических навыков, низкая обеспеченность учебных центров современным оборудованием и техникой.
– Мы считаем, что необходимо в форму статистической отчётности сельхозпредприятий включить сведения о численности работающих сегодня и потребности в кадрах на ближайшие три-пять лет, – сказал он. – Это заставит собственников хотя бы задуматься о том, что происходит на их предприятиях и чего можно ожидать в обозримом будущем.
Кроме того, надо ужесточить ответственность за соблюдение условий контрактов – если выпускник, за учёбу которого платило хозяйство, к работе в нём не приступил, он должен вернуть деньги, затраченные на учёбу. А проф ориентацию надо начинать ещё в школе. НО САМОЕ ОСНОВНОЕ – НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ СИСТЕМУ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО ЗАКАЗА, именно это во многом будет способствовать координации подготовки профессиональных кадров с реальной потребностью в них в АПК края. Департамент сельского хозяйства в 2007 – 2008 годах проводил эту работу, и его прогнозы были достаточно достоверны, но, к сожалению, принятие изменений в учебном плане учебных заведений затянулось. Думаю, сегодня надо вернуться к этому вопросу на новом витке решения задачи, опираясь на большую и качественную работу (которую, кстати, высоко оценили в районах края), проводимую департаментом занятости администрации края по мониторингу потребности кадров на производстве.
Дискуссия развернулась жаркая. Чувствовалась большая озабоченность людей, собравшихся на обсуждение этой темы.
– Зачем учить людей в институте? – возмущался руководитель крупнейшего агрохолдинга края «Кубань» Ф. Дружинин. – Кадры можно готовить и на базе хозяйств. Тех же зоотехников, механиков и агрономов. А в системе российского образования пора делать революцию. Я тоже был студентом, и после окончания учёбы пришёл на производство полный идей, которые по мере сил реализовал. А сейчас молодёжь приходит после вуза и не знает, с чего начать. Зачем же ты учился, ведь на тебя затрачены огромные деньги! Главный вопрос, которым они не владеют, как правильно организовать свой труд.
Сегодня идёт обучение, противоречащее реалиям дня. Хотел бы обратиться к профессорско-преподавательскому составу вузов: прекратите учить тому, что не пригодится на практике.
Надо педагогов тоже отправлять к нам, чтобы они сначала сами поучились современным технологиям непосредственно в хозяйстве. Вот с этого и надо начинать.
Модератор «круглого стола» привёл в пример образовательный процесс США:
– Я был в университете штата Колорадо. Это обычный вуз, где есть факультет животноводства, агрономии, причём это не аграрный университет, – поделился он. – Присутствовал на лекции по разделке туш. Она проводилась в холодильной камере. У профессора в руках – два ножа.
И он в течение 40 минут показал студентам, как можно увеличить стоимость туши в 16 раз, разделав её на готовые стейки. То есть обучающий процесс максимально приближен к практике. У нас же в вузах до сих пор висят схемы, где животное поделено на огузок, кострец и т. д. Кто учится в Колорадском университете? В группе, которая присутствовала на лекции по разделки туш, помимо американцев и англичан четверо русских, около 20 ребят с Украины и несколько человек из Казахстана. Они все приехали туда учиться за свой счёт. И они знают, что будут востребованы на рынке труда, с полученными знаниями их возьмёт на работу любой работодатель.
– На нашем предприятии специально выделен человек, который методично, каждый день объезжает ближайшие школы с задачей найти трёх человек, изъявивших желание учиться в Кубанском аграрном университете на факультете плодоводства и виноградарства, и одну группу сделать ветеринарами, – поделился заместитель руководителя ЗАО «САД-ГИГАНТ» Славянского района. – И пока это ему удаётся. Но лет через 10 ныне работающие специалисты уйдут на пенсию, и работать будет некому. Помочь привлечь людей в сельскохозяйственное производство должно государство. И в первую очередь в приобретении жилья для молодых специалистов. Чем раньше заманивали людей? Была нормальная зарплата, развитый соцкультбыт и жильё. Надо также создавать положительный имидж людей труда. Почему у нас не снимают фильмы о тех, кто работает на ферме, на тракторе, на комбайне? Они бы поднимали престиж работы на селе, ориентировали молодых людей в выборе профессии.
– Мы идём по пути того профессора Колорадского университета. Показываем студентам, как делается хлеб, сыр, – парировал директор аграрного колледжа ст. Вознесенской Лабинского района Николай Усенко. – Однако в целом ситуацию это не меняет. Мы, конечно, получаем от государства гранты, но вывести на практику конкретно каждого учащегося ни одно учебное заведение по финансовым соображениям не в состоянии. В этом плане, я считаю, учебным заведениям надо плотно работать с предпринимателями. Что касается профориентации, то я здесь не вижу проблемы. К примеру, если на каком-то хлебозаводе начинают платить нормальную зарплату, у нас появляются целые группы абитуриентов из района, где он находится.
Своё мнение по теме высказали:
Наталья Боева, директор ЗАО «Калория» Каневского района: – Мы работаем, нам некогда, поэтому у нас нет постоянного контакта со школами и профессиональными учебными заведениями, и мы не слышим друг друга. Мы делаем своё дело, они – своё. Одна из главных причин проблемы, по-моему, в том, что дети не приучены к труду. Их не научили ни родители, ни школа. Выпускники учебных заведений не в состоянии самостоятельно работать, осваивая профессию с низовых должностей. Все хотят быть начальниками, всем сразу подай зарплату в 30 – 40 тысяч.
Николай Нещадим, проректор Кубанского аграрного университета:
– Нам кажется, что-то упускается на предприятиях, предприятиям кажется, что упущения допускаем мы. Я думаю, надо, чтобы хозяйства тоже участвовали в отборе будущих студентов на так называемые профильные специальности, заключали с ними трёхсторонний договор.
Мы выпускаем в этом году 72 зоо инженера, а заявок уже вдвое больше. Пришло время готовить индивидуальный заказ для каждого предприятия. Ну и, конечно, необходимо создавать условия для молодых специалистов на местах. Мы со своей стороны не даём выпускникам диплом, пока они не принесут справку о трудоустройстве.
Итоги обсуждения подвёл депутат Государственной Думы РФ, член фракции «Единая Россия» Алексей Езубов. Он проинформировал собравшихся о состоявшемся накануне в Государственной Думе отчёте о деятельности Правительства РФ за 2010 год, отметив, что Председатель Правительства РФ, лидер ВПП «Единая Россия» особое внимание в докладе уделил поддержке АПК. Несмотря на то, что уровень профессиональной подготовки кадров в аграрном секторе Кубани с учётом её аграрных традиций значительно выше, чем в среднем по России, сказал Алексей Езубов, поднятая тема не менее актуальна и для хозяйств края.
– Если анализировать конкурентоспособность сельхозпроизводства, уровень производительности труда и себестоимости продукции в наших хозяйствах, качество жизни на селе, особенно в условиях предстоящего вступления России в ВТО, то необходимо признать, что поставленную задачу модернизации отрасли мы не решим, пока серьёзно не займёмся повышением профессионализма кадров АПК, – заявил он. – Именно знания в условиях инновационного развития общества становятся главной производительной силой. От них зависит и уровень развития общественного бытия.
Поднять технологичность нашего сельхозпроизводства мы можем, только соединив в единую цепочку потребности и возможности аграрного производства, системы профессионального образования для АПК и, наконец, интересы людей, которые работают и в дальнейшем придут работать в аграрную сферу. Координацию этой работы должна взять на себя администрация края. Пока же, как мы видим, в этой цепочке из трёх звеньев не хватает главного – того единения, которое заставило бы её эффективно работать на конечный результат.
Алексей Езубов проинформировал участников «круглого стола» о работе Комитета ГД РФ по аграрным вопросам по решению проблем подготовки и использования профессиональных кадров в сельскохозяйственном производстве. В прошлом году тема подготовки кадров для АПК дважды выносилась на широкое обсуждение общественности.
В июле на «круглом столе» был рассмотрен вопрос о проблемах и перспективах развития заочного аграрного образования, а в ноябре, на парламентских слушаниях, обсуждалась тема образования и повышения квалификации в аграрной сфере. По итогам были приняты рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства РФ, органов государственной власти субъектов и местного самоуправления, а также образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля.
– Несмотря на то, что ежегодно 59 аграрных вузов страны выпускают 30 тысяч специалистов, в сельском хозяйстве в настоящее время не хватает только с высшим образованием порядка 80 тысяч специалистов, – отметил А. Езубов. – Качество подготовки специалистов для села не всегда соответствует требованиям времени, многие выпускники не спешат приобщиться к крестьянскому труду.
А в стране есть ещё 250 тысяч фермерских хозяйств, около 32 тысяч индивидуальных предпринимателей, образовательный уровень которых слабо анализируется и плохо стимулируется, хотя их доля в общем объёме сельскохозяйственной продукции постоянно растёт. Не ведётся должный учёт профессиональной подготовки технического персонала: сотен тысяч доярок, полеводов и механизаторов. При переходе экономики от плановой системы к рыночным отношениям многие устоявшиеся связи между аграрным сектором и профессиональной системой образования не прошли испытание временем, разрушились и потребовали поиска новых подходов к решению кадровой проблемы. Немаловажную роль здесь сыграли и демографические процессы. За последние два десятилетия уменьшилась численность сельской молодёжи. А из-за невысокого уровня жизни на селе и относительно низкой оплаты труда снизился её интерес к выбору аграрной профессии.
– Однако сегодня, когда у нас в стране определились структурные подходы к организации сельскохозяйственного производства, когда мы реализуем Государственную программу развития сельского хозяйства, Доктрину продовольственной безопасности, Концепцию устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года, мы, полагаю, в состоянии решить обострившуюся проблему подготовки и обеспечения АПК профессиональными кадрами, – заключил он.
Алексей Езубов высоко оценил резолюцию «круглого стола» Агропромышленного союза Кубани, сказав, что заинтересованные выступления участников, высказанные предложения творчески развили рекомендации парламентских слушаний Госдумы. По его мнению, крайне важно, что выступающие пришли к единому мнению в том, что для решения проблемы обеспечения АПК профессиональными кадрами необходимо разработать новый экономический механизм двухсторонних отношений между учебными заведениями и сельскохозяйственным бизнесом.
Заслуживают поддержки высказанные предложения о проведении углублённого мониторинга рынка труда и перспектив его развития как в рамках региона, так и в целом по стране. А сформированная на этой основе долгосрочная программа, например, подготовки трудовых ресурсов для АПК Кубани могла бы наглядно показывать происходящие в хозяйствах изменения по модернизации сельхозпроизводства в зависимости от профессионального роста кадров, устранило бы диспропорции между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов.
– Думаю, хорошую перспективу для реализации могут получить предложения по материальному стимулированию сельхозпредприятий по направлению в учебные заведения своих представителей, проведению на базе хозяйств практических занятий и селекционной работы для студентов и учащихся, – отметил он. – Можно было бы рассмотреть идею создания в каждом федеральном округе государственного Центра по координации профессиональной подготовки и переподготовки кадров аграрной сферы всех уровней. Его основу, например, в нашем случае составил бы Кубанский государственный аграрный университет.
Такой Центр мог бы осуществлять контроль за качеством подготовки специалистов всех уровней, пропагандировать передовые технологии, проводить консультации по их внедрению.
Он мог бы способствовать и комплексному развитию сельских территорий. Ведь надо не только профессионально подготовить специалиста сельского хозяйства, но и способствовать его закреплению в аграрном производстве, предоставив ему в сельской местности все условия для творческой работы и благоустроенной жизни, постоянного роста своего профессионального уровня.
– Только решив эти задачи, – подчеркнул А. Езубов, – мы сможем активно внедрять в АПК инновационные технологии, успешно проводить модернизацию сельскохозяйственного производства.
Анатолий Петров
Источник: газета «Аграрная Кубань», полную версию газеты Вы можете скачать в главном меню сайта- в разделе Газета «Аграрная Кубань».
1 июня 2011 г.