Аксиомы стратегии, без которой аграрным вузам не жить
Юбилей – это не только праздник, подведение итогов, но и задел для будущего. Тем более для вуза-лидера, который неустанно совершенствуется вот уже 85 лет! Поэтому деловая часть юбилейной программы Ставропольского государственнного аграрного университета была чрезвычайно насыщенной, важной и полезной для всех её участников.
В конце сентября на базе старейшего аграрного вуза России СтГАУ состоялся Всероссийский семинар-совещание ректоров вузов, подведомственных Минсельхозу РФ. Он стал поистине новой точкой отсчёта для будущего аграрного образования в России.
ПРОБЛЕМЫ БЬЮТ КЛЮЧОМ
Подумать только, но ведь таким форумом – от Якутии до Юга России – все первые лица 55 агровузов страны не собирались под эгидой Министерства сельского хозяйства РФ уже 10 лет! Поэтому неразрешённых проблем накопилось немало. На повестке дня стояло 14 вопросов – от ресурсного и кадрового обеспечения до развития науки, международного сотрудничества и формирования интегрированной системы многоуровневого аграрного образования. Но главное – предстояло общими усилиями выработать прикладные ориентиры и механизмы для стратегии отечественного аграрного образования на ближайшие годы. Итак, руководство аграрного ведомства поставило на обсуждение ректоров задачи, связанные с совершенствованием подготовки кадров для АПК. Дискуссия эта была довольно жаркой и непростой, впрочем, как и само решение повседневных вопросов взаимодействия данных вузов и работодателей в различных субьектах Российской Федерации. В начале серьёзного разговора слова приветствия к собравшимся адресовал ректор ведущего аграрного вуза страны, вуза-юбиляра – Ставропольского ГАУ, профессор Владимир Трухачев. Он, как обычно, был гостеприимен и сразу расположил к себе всех присутствующих, отметив, что участники совещания смогут познакомиться с инновационными подразделениями университета, а сам ректор готов лично выслушать все замечания компетентных коллег, чтобы учесть их в будущем.
Директор Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ Елена Метелькова представила высокому собранию новых членов ректорского корпусааграрного сообщества, коих заистекший период появилось немало.А потом, будучи модератором семинара, выбрала формат – «жёстко и по существу».Это чтобы в дальнейшем рабочие группы чётко отработаливсе важнейшие предложениядля будущей агрообразовательной стратегии. Приведя статистические данные относительно современногосостояния аграрного образования, ректор Казанского ГАУ доктор экономических наук, профессор, академик АН РТ Джаудат Файзрахманов отметил роль внешних и внутренних факторов, которые, безусловно, влияют на эффективное развитие аграрного образования. Среди них: усиление глобальной конкуренции при вступлении России в ВТО, растущая урбанизация (к 2045 году 2/3 населения станет городским), неопределённость и риски аграрных рынков, необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны, проблема импортозамещения. «Не может не сказываться, – считает учёный, – и ведомственная разобщённость, слабый уровень интеграции образовательных агроорганизаций, академического обмена, совместных с научными центрами исследований. Налицо недостаточная мотивация молодёжи в силу низкой оплаты труда тружеников села и непрестижности их профессий, отсутствие полноценной системы мониторинга потребностей заказа и трудоустройства кадров АПК, несовершенство нормативно-правовой базы». В итоге мы не можем сказать, что у нас в стране существует единый эффективный механизм подготовки будущих аграриев, зато дисбаланс самого процесса очевиден. Дефицит и нерациональное использование финансовых ресурсов приводит к отставанию темпов обновления материально-технической базы – учебно-опытных хозяйств, инфраструктуры образовательных учреждений. Кстати, очень многие ректоры открыто, с нескрываемой белой завистью говорили: «Мы тоже будем жить в наших вузах так, как Ставропольский аграрный… Лет через 100!» «Тем не менее, резервы есть у всех, – считает Джаудат Ибрагимович. – Однако нужно побыстрее и конкретнее определиться с количественной и качественной позициями относительно подготовки кадрового состава АПК – с тем, чтобы их хватило для обеспечения продовольственной безопасности страны». Таким образом, докладчик заострил ключевые вопросы: какие кадры, какого уровня и в каком количестве должны готовить аграрные вузы России? Академик Файзрахманов сетовал по поводу низкой зарплаты профессорско-преподавательского состава и других сотрудников аграрных вузов. Это, безусловно, влияет на приток молодых кадров в систему агрообразования. Уровень вовлечённости в образовательный процесс сельхозпроизводителей и агробизнеса в регионах также оставляет желать лучшего. Немногие ректоры смогли с удовлетворением заявить об обратном. Как же тут не будет страдать уровень профессиональных компетенций новоиспечённых аграриев?! Кстати, 15 % из числа опрошенных руководителей 50 сельскохозяйственных высших учебных заведений России заявили о слабой подготовке выпускаемых кадров в силу вышеуказанных причин. И это грустное, согласитесь, признание.
А КТО РАБОТАТЬ НА СЕЛЕ БУДЕТ?
Пока шесть миллионов человек в нашей стране трудятся на сельскохозяйственной ниве, Российская академия кадрового обеспечения АПК седьмой год пристально анализирует рынок труда в агропромышленном комплексе.Так вот ректор академии Игорь Бахметьев выразил серьёзное опасение по поводу того, что в сельское хозяйство, сейчас зачастили малообразованные люди. Мигрантам ведь не страшно, что базовых знаний по профессии нет. Учатся они сразу на местах – чему-нибудь и как-нибудь, демпингуя заработную плату. В то время когда только треть выпускников агровузов мало-помалу «приживается» в АПК и остаётся работать на селе. А что собственно их может туда привлечь? Отсутствие жилья, копеечная по нашей жизни зарплата или иллюзия будущего карьерного роста?
«Рынок труда отечественныхсельхозпроизводителей сужается», – отмечает Игорь Иванович. Виной тому и физическое старение трудоспособного сельского населения (11 % пенсионного возраста), высокая сменяемость руководителей сельхозпроизводства (30 % за последние пять лет) и текучесть кадров в целом из-за низкой оплаты труда, что никак не стимулирует воспроизводство рабочей силы. Однако заметим для объективности: в Северо-Кавказском регионе небольшой прирост есть. Тем не менее, в масштабах страны ситуация плачевная. Только порядка 20 % выпускников аграрных вузов и колледжей 2013 года устроились работать в сельхозорганизации. В начале 2014 года 11 тысяч выпускников всё же пришли работать в агробизнес. Но вот осталось из них только три тысячи. Работодатели крайне нуждаются в специалистах по зоотехнии, ветеринарии, агрономии, экономике и управлении в АПК, востребованы и инженерные специальности. Общая потребность аграрного сектора российской экономики на 2015 год – около 600 тысяч человек, на 90 % – это рабочие специальности. А каков же прогноз? Даже самый инновационный сценарий развития ситуации свидетельствует о том, что при вложении до 2020 года 5,7 триллиона рублей в АПК рентабельность возрастёт только до 30 %. При этом рынку будут нужны специалисты со средним и высшим профессиональным образованием, а дефицит рабочих профессий только усилится.
НОВЫЕ АКСИОМЫ АГРАРНЫХ ВУЗОВ
О повышении качества образования и о том, как совершенствуется в Ставропольском ГАУ содержание образовательных программ, держал ответ доктор сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, ректор Владимир Трухачев.
По его мнению, политику в области образования и науки современный аграрный вуз просто обязан осуществлять в унисон со стратегией социально-экономического развития своего региона, страны, и в этих направлениях быть ведущей специализированной экспертно-образовательной площадкой. С учётом предложений всех аграрных вузов России, он представил вниманию участников совещания оптимальную структуру укрупнённых групп специальностей для типового аграрного вуза. «Считаем, что подготовка по профильным специальностям, связанным с аграрным сектором, в аграрном вузе должна занимать более 50 %», – обозначил свою позицию ректор СтГАУ.
Далее он говорил о необходимости внедрения устойчивой модели взаимодействия вузов с предприятиями реального сектора АПК и различных направлениях сотрудничества с ними. В. И. Трухачев: «Это не только усилит практическую составляющую, но и принесёт плоды в отношении качества образования. Необходимы комплексные социально-педагогические исследования по изучению мнений работодателей о качестве подготовки выпускников в региональном формате. На наш взгляд, это позволит объединить усилия нескольких вузов в деле совершенствования подготовки и повысит ответственность профессионального сообщества за конечный результат – выпускника, которого они хотели бы видеть у себя на производстве». Владимир Иванович подчеркнул, что для вуза важно оправдать ожидания студентов, их родителей в отношении качества предоставляемых образовательных услуг. Важна и их положительная оценка условий учебного процесса, начиная от материально-технической базы и заканчивая вопросами взаимоотношений с преподавателями. Среди конкретных предложений от команды Трухачева было то, о чём впоследствии говорили и другие ректоры: вузам, имеющим в своей структуре учебно-опытные хозяйства, необходим ещё один статус – «сельскохозяйственный производитель». Он даст право на получение государственной поддержки в виде субсидий. Экспериментально-опытные хозяйства в структуре вуза (как например, 9656 га в СтГАУ) должны действительно давать ему несравненное преимущество для подготовки молодых аграриев в соответствии с новыми образовательными стандартами – ФГОС 3+, а не быть ярмом, так как все затраты, связанные с учхозами, не финансируются. «Пока что получается тупик: без них нельзя, а с ними невозможно!» – констатирует ректор Трухачев. Возмущает руководителя и всеобщая финансовая уравниловка среди аграрных вузов, независимо от того, ведущий он или ведомый. О какой здоровой конкуренции и стремлению к развитию тогда может идти речь? Должна эффективно действовать отраслевая модель системы финансирования аграрных вузов.
Владимир Каракулев, возглавляющий Оренбургский ГАУ, в ведении которого также порядка 10 тысяч гектаров в учхозе, согласен, без этого квалифицированного специалиста-аграрника не подготовить. Но пока что эти угодья плюс пять техникумов-филиалов вуза «дружно тянут его на дно». «Аграрный вуз должен быть полностью самостоятельным в плане решения вопросов своей хозяйственной деятельности – это для нас аксиома, – утверждает Владимир Васильевич. А ещё он уверен, что разрабатывать и адаптировать новации для агропроизводства в одной лишь Москве, в Сколково или ещё где-либо, не получится! А присоединение аграрных вузов к классическим – путь губительный и приведёт к разрушению системы аграрного образования в России. Напомним, что оно имеет более чем 100-летнюю историю и в настоящий момент в ведении Минсельхоза РФ 55 вузов, большинство из них являются старейшими. Их устоявшиеся традиции и огромный опыт в подготовке кадров для АПК играют немаловажную роль для устойчивого развития региональных экономик РФ.
«Но если не привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня имеющееся в агровузах ресурсное обеспечение, поотдавать земли, технику (их содержание почему-то не предусмотрено в структуре нормативных затрат), учить будет не на чем! Какого агрария тогда вырастим?» – задаёт, по сути, риторический вопрос ректор Каракулев. И в среднесрочной перспективе предлагает ввести для аграрных вузов специальный коэффициент для содержания инфраструктуры – ультрасовременных аграрных полигонов, инновационных технологий агропроизводства, тренажёров и т. д.
Ректор Белгородского ГАУ имени В. Я. Горина Александр Турьянский, засвидетельствовав колоссальные успехи Ставропольского ГАУ за последние 15 лет, рассказал о необходимости формирования интегрированной системы многоуровневого аграрного образования в стране. По мнению Александра Владимировича, будущее за университетами прикладных наук, действующими в единой связке с теоретиками и центрами коллективного пользования. А. Турьянский: «Сегодня нужно вести подготовку кадров, максимально приближенную к запросам работодателей высокотехнологических производств, способных работать на любом производственном участке. Выпускники наши должны прийти на рынок и сразу работать так, чтобы бизнес их не вытолкнул».
При этом ректор ратует за преемственность образовательных программ. Тогда студент сможет свободно продвигаться по всем векторам агрообразования.
Недавно возглавивший РГАУ –МСХА имени К. А. Тимирязева доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН Вячеслав Лукомец (ранее имевший немалый опыт руководства ГНУ ВНИИ масличных культур имени В. С. Пустовойта), доложил о состояниисовременной вузовской аграрной науки, её преимуществахи слабых сторонах, упомянув,что Тимирязевка как раз-такипотеряла своё учебно-опытноехозяйство.Видный учёный-растениевод,специалист в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур представил своё видение развития научно-исследовательской деятельности в вузах Минсельхоза РФ. Однако понятно, что такой научной инфраструктуры, коллектива учёных и богатейшего накопленного опыта, какими располагает Тимирязевка с уникальной 150-летней историей, не имеют многие другие аграрные вузы России. Поэтому в будущей стратегии развития агрообразования важно предусмотреть механизм, способствующий осуществлению конкурентоспособных фундаментальных исследований и прикладных разработок. Они должны внести значительный теоретический и практический вклад в отечественную науку, в реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства и обеспечение импортозамещения на агропродовольственном рынке страны. Одним из индикаторов такого поступательного движения можно будет считать достижение международного лидерства в аграрных науках, результативное партнёрство с ведущими инновационными центрами и пр.
По мнению ректора Кубанского ГАУ Александра Трубилина частный капитал не должен оставаться в стороне, а напротив, обязан помогать наукеи образованию, для чего требуются соответствующие изменения в законодательстве. Говоря о причинах несоответствияпрактической подготовки выпускников современному техническому и технологическомууровню агропроизводства, онотметил ограничение продолжительности производственнойпрактики новыми государственными стандартами.Общеизвестно, что аграрныевузы финансируются хуже вузовМинистерства образования РФ.Да и сама система финансирования аграрных вузов давно требует совершенствования, в том числе и в отношении поддержания инфраструктуры. Ведь уравниловка – вуз, создавший обширную и комфортную для обучения инфраструктуру, получает столько же средств на её поддержание, как и вуз с гораздо более скромной базой, – недопустима.
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Говоря о воспроизводстве кадрового потенциала для национальной и региональных экономик, ректор Саратовского ГАУ имени Н. И. Вавилова Николай Кузнецов отметил, что решению данной проблемы, как и многих других, недостаёт комплексного подхода, синергии власти, агробизнеса и образования. А камень преткновения в этом – ведомственная разобщённость. К примеру, Минобр считает, что в аграрных вузах много непрофильных специальностей. Чужеродны, по мнению чиновников, экономика и управление на предприятиях АПК, технология мяса и мясных продуктов, электрификация и др.
«Как же так, ведь экономика и управление на предприятиях АПК в нашем вузе преподаётся 50 лет! А в соседнем – только 20», – возмущён подходом к подобной «легализации» специальностей ректор агровуза с вековой историей.
По его мнению, развитие АПК и сельских территорий должно определяться Минсельхозом РФ, Минэкономразвития РФ и региональной властью. Н. Кузнецов: «Именно они и должны считать, какие специальности являются профильными для нашей отрасли, а какие нет!»
Вредят делу и бесконечные изменения в образовательных стандартах со стороны Минобра – на волне того, что, дескать, выпускники уже не те. «А ведь на самом деле нужны гарантии государственной поддержки отрасли, в том числе и в вопросах импортозамещения», – озвучивает свою позицию ректор Н. Кузнецов. И говорит об адресной помощи государства в трудоустроенности и приобретении жилья молодым специалистам, их социальном обустройстве, и о том, что негоже министерствам только через собственную призму смотреть. Н. Кузнецов: «Приоритеты должны отдаваться производству. «Загуманитарили» образование! Но кто-то же должен защищать категорию людей – тех, кто трактор делает, кто будет поднимать экономику, благосостояние народа, кто накормит страну?! Хотя бы в полтора-два раза подняли стипендии нашим студентам, чтобы хоть какую-то создать привлекательность профессии аграрника». В завершении своего выступления от лица присутствующих руководителей аграрных вузов страны он заявил: «Мы готовы делить ответственность за развитие отрасли и возложенные на нас обязанности».
СДЕЛАТЬ МОДНЫМ ИМИДЖ АГРАРИЯ
Успешное развитие отечественного агрообразования, по мнению многих участников совещания, немыслимо и без международного сотрудничества. 130 предложений для будущей стратегии представили аграрные вузы только в части международного взаимодействия.
Одним из важных аспектов ректор Санкт-Петербургского ГАУ Виктор Ефимов назвал позиционирование аграрной отрасли и студенчества, которым доверено заботиться о Земле.
«Ведь АПК – это единственная на фоне иных отраслей система, работающая на сохранение генетического потенциала. И в этом наша особенность. Необходимо изменение имиджа АПК и российского агрообразования на международной арене, в СМИ», – подчёркивает В. Ефимов.
Он напомнил присутствующим, что глобальное преимущество России не в нефти, а в том, что у нас более половины чернозёмов земного шара и на каждого сельского жителя приходится около 40 га земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
Тем не менее, ратуя за изучение международного опыта, Виктор Алексеевич считает необходимым приведение в соответствие международных инициатив аграрных вузов российским традициям. Важно также предоставить возможность ознакомления с научными, инвестиционными разработками аграрных вузов России широкому кругу учёных во всём мире. А ещё необходимо создать на базе одного из ведущих агровузов Федеральный центр научно-технического превосходства в агропромышленном производстве на основе передового мирового опыта. Кстати, ректор В. Ефимов выступил с предложением – в Фонде «Сколково» добавить к пяти существующим исследовательским кластерам не предусмотренный никем кластер агробиотехнологий, чтобы российские города не ожидала участь города-призрака Детройта. И даже вспомнил пушкинское: «Неволя душных городов, там люди в кучах за оградой не дышат утренней прохладой, ни вешним запахом лугов». Ведь, в конечном счёте, во главу аграрного образования в России стоит ставить всё-таки интересы человека, действующего в единстве и гармонии с Природой. Имиджевую тему поддержала и глава Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ Елена Метелькова. Она посоветовала чаще напоминать абитуриентам о том, что у нас порядка 80 % руководящего состава страны – федерального, регионального, муниципального уровня – имеют аграрное образование, они выпускники сельскохозяйственных вузов. Так что на вершине успеха аграрий может и должен быть всем вызовам назло! И это верная траектория, особенно для сельской молодёжи аграрной страны.
СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ!
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУЦ «Высшая школа экономики» (г. Москва) Виктор Болотов считает аграрные вузы драйвером развитияАПК и решения отраслевых задач на рынке с сильным государственным участием.Но создание опорных вузовв регионах может растворитьаграрные вузы – в то время какпреимущества таких высшихучебных учреждений нужнопревратить в действующие модули для студентов. Следуетчаще рекламировать и лучшиепрактики агровузов по взаимодействию с работодателями.А поскольку аграрный сектор имеет специфичность, дляоценки эффективности агровузов должны быть свои показатели, свои «пороги»!
Обсуждение докладов было не менее бурным. Так, академик Российской академии наук Ирина Донник, много лет возглавляющая Уральский ГАУ задавалась «болевыми» вопросами: кто на агронома пойдёт учиться из села за 100 тысяч? И как можно, имея 800—900 часов учебной нагрузки (норматив, кстати, для всех вузов России), заниматься наукой?
Фёдор Василевич, ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина, призвал провести ревизию ветеринарных вузов после разработки профессиональных компетенций. Ведь сейчас ветеринаров готовят в 58 высшихучебных заведениях и 8 филиалах (в СССР, кстати, тольков 11 вузах), а качество подготовки специалистов при этомснижается.Целевая контрактная подготовка, по его мнению, должнасоставлять не менее 50 %. Ректор призвал также сохранитьзаочную подготовку ветврачей,работающих в хозяйствах.
Ректор Якутской государственной сельскохозяйственной академии Леонид Владимиров вообще считает, что диплом об аграрном образованиидолжен иметь каждый фермер.Это позволит аграрным вузамстать востребованными.
«Алмазы ведь, золото – не главное, – говорит Леонид Николаевич, представляя самый дальний аграрный регион страны – Республику Саха. – Главное – хлеб, молоко, мясо, переработка сельхозпродукции. Поэтому да здравствует Аграрий!»
Газета «Аграрное Ставрополье»
03 ноября 2015 г.