фермер Константин Гридин

Как живется в современных условиях фермеру? Об этом и не только мы беседовали с Константином Гридиным – фермером, чей путь в развитии отрасли животноводства усыпан не лепестками роз, а скорее, шипами.
Первое мое знакомство с Константином Гридиным было заочным. В день открытой сессии, на которой отчитывался глава МО Абинский район, у здания музыкальной школы в экспозиции, рассказывающей о достижениях района, была и выставка животноводческой отрасли, где ввиду отсутствия времени я походил всего пару минут. В загонах и клетках – кролики-гиганты, породистые телята, козлята, птица. В их числе были представлены телята мясных пород – абердин-ангусской и герефордской. Хозяин их на тот момент отлучился. Люди подходили и интересовались: какой возраст, насколько быстро прибавляют в весе… Кто-то, услышав ответ, сказал: «Растут как на дрожжах». А ведь за красивыми, чистенькими мордашками телят стоит кропотливый каждодневный труд без выходных и праздничных дней. И подтверждением тому стали слова супруги Натальи Гридиной, которая при встрече сказала мне:

«У всех людей праздники, отпуска, выходные, а для нас с мужем такого календаря не существует. У нас свой, особый: когда подготовить стадо к осмотру ветврачей, когда и кому из телят сделать плановые профилактические прививки, когда начать заготовку кормов на зиму и когда ждать отела наших коров. В лучшем случае я на недельки две уезжаю к родным в Воронеж, а Костя вообще невыездной».

– Какой будет наш маршрут? – спрашиваю я у Константина Владимировича, усаживаясь в старенький «жигуленок».

– Если не торопитесь, давайте сначала поедем на пастбище, а потом уже ко мне домой, там у меня тоже поголовье коров и телят – реабилитационный курс проходят. Увидите нашего Умсика, которого мы вывозили на выставку. Он – наша гордость, – улыбаясь, говорит Константин Гридин и заводит свою «копейку». Поехали в бывший откормсовхоз. Там ферма, на полях пасется крупный рогатый скот семействах Гридиных. По дороге Константин рассказывает об особенностях пород. Стадо у него насчитывает сто голов «рогатки» и представляет собой своего рода «город невест», ведь в большинстве своем здесь буренки. Быков меньше – не более двух десятков, и около сорока телят.

– У нас сейчас идут уборочные работы – очистка от навоза, потом будет побелка, – рассказывает Костя, – к началу зимовки все будет готово. Стадо на выпасе. Семейство Гридиных занимается разведением крупного рогатого скота на протяжении последних десяти лет. Отдают предпочтение двум видам пород: абердин-ангусской и герефордской. Оба вида мясного типа. Эти породы отличаются высокой скороспелостью, выносливостью, акклиматизацией к любым погодным условиям. Первая порода завезена в Россию из Америки. В нашей стране ее разводят на Кавказе, в Брянской и Калужской областях, в Краснодарском крае.

– Это порода тяжеловесов. Средний вес взрослой особи – до 900 килограммов. 400 кг набирают за десять месяцев, гораздо быстрее, чем наши обычные буренки. Диковаты, отличаются агрессивностью. В любой момент могут броситься на человека, защищая свое потомство, – увлеченно рассказывает Константин. – А герефордская порода завезена к нам из Великобритании. Ей не страшны длительные перегоны, выносливые и мускулистые животные. «Мраморное» мясо этой породы отличается сочностью и питательностью. Недалеко от полевого стана пастух Виктор следит за буренками, не позволяя стаду разбрестись по большому полю.

Как оказалось, фермеру катастрофически не хватает пастбищных угодий. И сейчас стоит вопрос: развивать ли Гридину свое фермерство дальше или остановиться на достигнутом и лишь держаться на плаву.

– Мы эту зиму едва пережили – не хватало сена. Но выкарабкались. Приходилось покупать по высокой цене, лишь бы буренки не голодали. Повезло, что зима была благоприятная, зелени на поле хватало, сено было как подкормка. Но следующей зимы мы можем не пережить. А вообще, дайте мне пастбищные угодья, и я завалю мясом прилавки магазинов. Не болит у него голова, кому и как сбыть мясо, налажен контакт с ветслужбой района, управлением сельского хозяйства. Но нужны пастбищные угодья, как воздух. К нему приезжают закупщики из магазинов Новороссийска, Сочи, Геленджика, Анапы; закупают «мраморное» мясо (в нем равномерно распределены жировые прослойки в мышечных тканях, и в этом отличие европейской и американской пород КРС). Есть у фермера Гридина инвесторы, которые готовы вкладывать в развитие отрасли животноводства деньги, причем на длительный срок. Взамен готовы брать на реализацию мясную продукцию.

– Я уже сейчас готов увеличить стадо до 400 голов. Планирую закупить до 200‑300 голов овец, есть рядом большая пустующая ферма и мне ее готовы продать или сдать в аренду. Но нет места для пастбища. В Шапсугской, где я живу, мои телята и коровы, проходящие курс лечения, пасутся в близлежащих лесах. Далеко не уходят, к счастью, в последние годы нас не беспокоят волки. Да и порода абердин-ангусская настолько агрессивная, что, несмотря на отсутствие рогов, животное бесстрашно кинется на «врага». К тому же поймать такого бычка практически невозможно. Пока беседовали, осматривали стадо, пастух, разложив провизию на капоте машины, обедал под мелко моросящий дождь.

Семейная ферма Гридиных

По дороге в Шапсугскую продолжаем разговор. Константин и его жена Наталья в свое время учились в лесотехническом институте, где и познакомились. Это было больше 25 лет назад. Но по специальности

своей Константин работать не стал, сразу же решил заниматься животноводством. Начинал свой фермерский путь с выращивания свиней. Стадо было большим, но потом пошла череда массовых заболеваний свиней АЧС в том или ином регионе, пришлось избавиться от них. Так перешел на выращивание, откорм крупного рогатого скота, причем мясного направления, а не молочного. Приобрели племенных коров и бычков и стали развивать свое хозяйство. Пока дети были школьниками, помогали родителям. А потом уехали, поступили в вузы, и стали Наталья с Костей тянуть свою лямку вдвоем. Помогали детям встать на ноги. Сын за родителями не пошел, работает в энергосистеме края. Сейчас вот в Новороссийске принимает участие в проведении высоковольтных линий для дальнейшей подачи электроэнергии в Крым. А дочь Настя стала настоящей помощницей. После вуза вернулась домой и вошла в состав семейной животноводческой бригады.

– Мы сейчас готовим документацию для участия в федеральном проекте поддержки сельхозтоваропроизводителей «Семейная ферма», – поделился планами фермер.

– Если попадем в эту программу, финансовая помощь от государства будет вполне ощутимой (до 20 млн рублей). Долевое участие государства позволит нам приобрести элитные породы коров, еще одно здание фермы, закупить сено на зимовку. Обновим парк сельхозтехники.

У Гридина есть уборочные комбайны, сенокосилка, грузовая машина. – Каждая копейка рассчитана и будет направлена на развитие бизнеса. В загоне возле дома резвились телята, в их числе и Умсик. Настолько он был красивым, что захотелось его погладить. Но не тут-то было. Теленок вдруг принял угрожающую стойку и стал выжидать. Потом у загона появился его друг – собачонка Чапи. Они обнюхали друг друга и направились в сторону леса. Нашу беседу прервал звонок. Новость: у одного из станичников корова принесла двух телят, рожденных от племенного быка Гридина. Пригласив нас в дом на чашку чая, к разговору присоединилась супруга Наталья. Опережая мой вопрос, не устает ли она от такого большого хозяйства, сказала:

– С золотым мужем мне ничего не страшно. Он знает, что делает, и я ему помогаю чем могу. Одной дружной семьей стараемся жить в труде, ни на кого не уповая, а только на собственные силы. Вот у Кости 26 марта юбилей. Ему исполнится 50 лет. Даже не поняли, как быстро наша жизнь пролетела в заботах, трудах, переживаниях… Но вместе мы – сила и все преодолеем.

– В чем секрет семейного долголетия? – традиционно интересуюсь я.

– В понимании и поддержке друг друга, – в унисон ответили супруги Гридины.

Газета «Аграрная Кубань»

30 апреля 2016 г.