Руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН Владимир Оболенский, например, считает, что этот год в ВТО показал, что на нашу экономику гораздо большее влияние оказывает изменение конъюнктурной ситуации на мировых рынках, чем само по себе членство в ВТО. И больше внимания необходимо уделить тому факту, что мировая экономика сегодня балансирует между рецессией и реальным кризисом, что является вызовом для экономики государства.

Стоит напомнить, что переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию длились рекордно долго, почти два десятка лет. И мнения по этому поводу высказывались самые разные. Одни эксперты уверяли, что Россию ждет полный крах целых отраслей экономики. Другие, более оптимистично настроенные аналитики, утверждали, что наш ВВП вырастет как минимум на 3 %, повысится заработная плата, а доходы населения, в целом, увеличатся.

Свиньи, рис и трактора

Однако, по мнению экспертов РАН, серьезно говорить и оценивать результаты и последствия этого шага можно будет только лет через пять-шесть. Хотя первые выводы уже есть.

Самый главный из них тот, что в число пострадавших отраслей экономики вошло сельское хозяйство. Это вообще никого не радует, но наиболее серьезный удар был нанесен свиноводству и рисоводству.

Первое, что Россия сделала, вступив в ВТО, это снизила ставки на импорт свинины с 15 % до нуля внутри квоты и с 75 до 65 % в случае превышения квоты. В то же время, ставки на ввоз живых свиней уменьшились сразу в несколько раз. Резкий рост импорта дешевой свинины из Европы долго ждать себя не заставил, снизив цены на 30 %. И все это произошло и происходит на фоне значительного увеличения себестоимости производства свинины в РФ, в основном из-за необоснованно дорогих кормов. Таким образом, вопрос о существовании и развитии этой отрасли, ее будущем остается под большим вопросом.

Почти такая же ситуация сложилась с таможенной защитой рисоводства в связи с уменьшением таможенной ставки на ввоз риса одномоментно почти в три раза. Такое развитие событий негативным образом может сказаться на главном рисосеющем регионе России Краснодарском крае, где рисоводство является одной их основных и экономически значимых составляющих растениеводческой отрасли.

Об этом неоднократно предупреждал Игорь Лобач, председатель совета некоммерческого партнёрства «Южный рисовый союз». На недавнем совещании в Курске, под председательством главы Правительства РФ Дмитрия Медведева, он поднял вопрос о необходимости государственной поддержки отрасли, которая теряет ежегодно от снижения таможенной защиты 1,7 млрд рублей. Кроме того, Игорь Лобач особенно заострил внимание на проблеме, связанной с ведущимися переговорами и подготовке соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом.

Если в списке товаров для беспошлинной торговли с этой страной останется рис, то тогда отрасль будет откинута на десятилетие назад, к 2000 году, а последствия этого могут стать катастрофическими для отрасли, уверен Игорь Лобач.

Более того, все мы знаем, что в большинстве стран ВТО рисоводство значительно субсидируется.

Поэтому такие развивающиеся страны, как Мьянма или Таиланд, свободно продают рис на мировом рынке по ценам ниже его себестоимости, которая там и так намного ниже, чем в России. То есть без адекватных мер государственной поддержки российскому рисоводству не выжить. Такое мнение высказывают эксперты Российского зернового союза. Достаточно большие проблемы появились в отечественном сельскохозяйственном машиностроении. С уходом кредитных дотаций на покупку отечественной сельхозтехники, которые пришлось отменить после запрета импортозамещающих субсидий, аграрии стали массово покупать импортные машины. Они, как ни странно, дешевле и, точно, надежнее. Получается, что и здесь вопросов, больше, чем ответов. Пока никаких внятных мер поддержки отечественных производителей сельхозтехники предложено не было.

В плюсе ритейлеры-импортеры и дистрибуторы международных торговых сетей

Но есть и некоторые положительные моменты, которые пришли в страну со вступлением в ВТО. Например, некоторые эксперты говорят о том, что российские потребители уже чувствуют первые преимущества и выгоды от вступления в ВТО. Правда, мы их пока особо не ощущаем. Но, тем не менее, специалисты говорят о неком снижении цен из-за уменьшения пошлин и росте общего показателя потребления. Выиграли и некоторые производители, в связи с падением стоимости оборудования, они смогли увеличить рентабельность своей продукции. Но настоящими именинниками оказались крупные ритейлеры-импортеры и дистрибуторы международных торговых сетей, прибыли которых растут перманентно, чего и следовало ожидать.

Реформы экономики затягиваются

По оценке Всемирного банка, отрасли, которые получают профиты от членства России в ВТО, – это только треть российской экономики, а те, которые оказались в трудном, а зачастую и в трагическом положении, составляют лишь 4 % от нее. Вероятно, этим объясняется спокойное отношение государства к проблемам в вышеназванных отраслях АПК.

Но есть международный опыт, который доказывает, что вступление в ВТО может и должно приносить существенные выгоды экономике страны, но только в том случае, если власти всерьез обратят внимание на проблемные отрасли и начнут действительно заниматься улучшением инвестиционного климата в стране.

Борис Шмелев, директор Центра сравнительно-политологических исследований Института международных экономических и политических исследований РАН, уверен, что многие проблемы можно решить с помощью своевременных и грамотных реформ экономики, но этот процесс в настоящее время почему-то затягивается. Он считает, что экспортный потенциал России сегодня незначителен, но, несмотря на это, стране жизненно важно войти в глобальную конкуренцию, так как невозможно выстроить конкурентоспособное производство в тепличных условиях.

Текст: Евгения Шутько
Газета Аграрная Кубань
29 октября 2013 г.