«В споре рождается истина», – говорил мудрец. Руководствуясь этим суждением, газета «Земля и Жизнь» не первый год проводит тематические «круглые столы», на которых поднимаются актуальные проблемы агропромышленного комплекса страны. Если раньше встречи ученых и сельхозтоваропроизводителей происходили исключительно на территории Краснодарского края, в этот раз газета решила расширить географию их проведения и отправилась в Ростовскую область. Там, на базе передового хозяйства СПК «50 лет Октября» Неклиновского района, при активной поддержке его руководителя С.И. Сухомлинова, газета вновь обратилась к животрепещущим вопросам.
В последнее время с высоких трибун часто говорится об инновациях, в том числе в сельском хозяйстве. Каковы основные тенденции их развития в растениеводстве и могут ли они повысить экономическую эффективность производства? Поделиться мнениями по этим вопросам собрались земледельцы Ростовской области, ученые, представители власти. По традиции открыла заседание редактор газеты «Земля и Жизнь»
В.И. Демьяненко: – Проведение «круглых столов» дает сельхозтоваропроизводителям возможность откровенно высказать мнение по интересующим их вопросам, а ученым – рассказать о своих достижениях, донести до аудитории важные рекомендации и советы. Зачастую темы для будущих заседаний подсказывают наши читатели. Так случилось и в этот раз: слово «инновация» стало модным и часто используемым в разговорах. Мы решили, что эта тема заслуживает отдельного внимания. Так что же такое инновации, для чего они нужны в сельском хозяйстве и что препятствует их развитию – это мы обсудим сегодня.
С.И. Сухомлинов, руководитель СПК «50 лет Октября», депутат Собрания депутатов Неклиновского района:
– Мы рады проводить в нашем хозяйстве «круглый стол» совместно с представителями газеты «Земля и Жизнь». Тема, которая собрала нас здесь, не сходит со страниц прессы; она многогранна и значима для всех сельхозтоваропроизводителей. Мы тоже выбираем инновационный путь, работаем с самой современной техникой и высокопродуктивными сортами. В этом залог будущего, которое мы должны создавать своими руками.
В.В. Бородаев, генеральный директор ООО «Агрофирма «Целина» Целинского района: – Спасибо газете за то, что она поднимает такие важные темы, мы всецело поддерживаем вас. Действительно, ситуация, которая сложилась в сельском хозяйстве страны, требует скорейшего разрешения. Аграрной экономике инновации необходимы; она должна развиваться за счет прибылей, а не государственных дотаций. В первую очередь это касается замены машинно-тракторного парка страны, который на сегодняшний день изношен на восемьдесят процентов. Эта мера позволит в три-пять раз увеличить производительность отрасли растениеводства.
Предприниматели, которые пойдут путем перевооружения, встанут в один ряд с европейскими сельхозтоваропроизводителями; риск разорения их хозяйств снизится, а рентабельность вырастет, чего нельзя сказать о тех, кто собирается жить по старинке. А ведь хозяйств, которые работают без прибыли, в нашей стране подавляющее большинство. Ростовская область – яркий тому пример: со всеми дотациями средняя рентабельность сельского хозяйства по области составляет шесть процентов, а значит, без дотаций мы работаем в убыток. Так что советую запомнить: нет инноваций – не будет денег, а на спонсоров рассчитывать не стоит.
Нашей фирме шесть лет, в свое время мы объединили десять убыточных хозяйств и сегодня имеем рейтинг финансового состояния 2А, то есть «очень хорошее». Мы приобрели шесть энергонасыщенных тракторов «Джон Дир» со шлейфом, которые заменили – только задумайтесь – 110 тракторов! Работают они в три смены. То же касается и сеялок: раньше в поля, для сева на площади 12 тысяч гектаров выходили 52 единицы, сегодня – только три. Одна такая сеялка работает день и ночь благодаря навигационной системе, ее производительность – 300 гектаров в сутки. В результате производительность труда выросла в разы. Кроме того, чтобы не просто продавать зерно, мы решили сами заниматься его переработкой.
Однако даже при большом желании обновить машинно-тракторный парк не так-то просто. В России практически не выпускается техника необходимого уровня. Комбайн «Акрос» ростовского производства – лишь исключение, подтверждающее это правило. А импортная, высокопродуктивная техника многим не по карману. Поэтому я считаю, что в ближайшее время инновации для нашего брата останутся только на словах.
С.И. Сухомлинов: – Во время поездки в США мы побывали на одном из перерабатывающих заводов штата Северная Дакота. В год там перерабатывается полтора миллиона тонн кукурузы на биотопливо. А занимаются этим всего 56 человек. Вот наглядный пример использования в агропромышленном комплексе высоких технологий.
В.В. Бородаев: – Наша страна уникальна во всем. Около половины ее населения живет в сельской местности, десять процентов мировых черноземов принадлежит тоже нам. При этом, как ни парадоксально, мы не имеем продовольственной безопасности.
В.И. Демьяненко: – Одна из существующих в сельском хозяйстве проблем – практически повсеместное использование семян импортной селекции. Но есть позиции, которых российские селекционеры не сдают. В частности, это касается семеноводства пшеницы. Виктор Яковлевич, что нужно науке для сохранения лидерства в этом направлении?
В.Я. Ковтуненко, ведущий научный сотрудник отдела селекции и семеноводства пшеницы и тритикале КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко, доктор сельскохозяйственных наук: – Лидерство семеноводства пшеницы возможно сохранить, основываясь на передовых достижениях селекционной науки. Коллектив ученых под руководством академика РАСХН Беспаловой Людмилы Андреевны продолжает традиции известного селекционера Павла Пантелеймоновича Лукьяненко.
Максимальная продуктивность пшеницы в производстве зависит от оптимального подбора сортов, дополняющих друг друга. Нашим коллективом создаются сорта с учетом требований современного сельскохозяйственного производства.
На 2011 год в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в производстве, включено сорок девять сортов озимой мягкой пшеницы, семь сортов озимой твердой пшеницы, девять сортов озимой тритикале, три сорта яровой твердой пшеницы, по одному сорту яровых полбы и тритикале, созданных в нашем институте.
Различным хозяйствам мы предлагаем набор сортов, который максимально подходит к их экономическому состоянию, природно-климатическим условиям и технологиям возделывания пшеницы. Эффективность семеноводства зависит от размножения новых высокопродуктивных сортов, внесенных в Госреестр и проходящих испытание, так как благодаря только своевременному их внедрению можно получить значительную прибавку урожая в первые годы. Такой опыт кубанских семеноводов мы рекомендуем сельскохозяйственным производителям других регионов.
С.И. Сухомлинов: – В нашем хозяйстве идет своеобразное соревнование между сортами различной селекции, и мы не можем отдать предпочтение одному из них, у каждого свои преимущества. Уникальность нашего хозяйства в том, что мы адаптируем к нашей приазовской зоне все лучшие сорта различной селекции, которые затем успешно используют другие сельхозпредприятия, причем не только нашей области. Наиболее выдающиеся – краснодарские Таня, Гром, Есаул, Юмпа, Айвина; зерноградские Станичная, Ермак; тарасовские Губернатор Дона, Доминанта; донская Лира. Они могут приносить дивиденды еще десятки лет. У меня вопрос к ученым: не приведет ли к негативным последствиям то, что в одном сельхозпредприятии выращивается столько сортов, а у нас их двадцать два?
В.Я. Ковтуненко: – Если вы можете поддержать сортовую чистоту, если располагаете современной очистительной техникой, складскими помещениями, тогда негативных последствий, конечно, не будет. Сортовая мозаика – один из эффективных способов производства зерна с максимальной прибылью, она позволяет высевать набор районированных сортов, которые дополняют друг друга, независимо от того, какой селекционный центр их создавал. В хозяйствах края мы рекомендуем выращивать не менее пяти-семи основных производственных сортов плюс размножать новые и перспективные. Главное, следовать правилу: один сорт не должен занимать более пятнадцати процентов от общей площади посевов пшеницы в хозяйстве.
С.И. Сухомлинов: – В нашем хозяйстве уже выстроен своеобразный конвейер уборки урожая. Он начинается с ультраскороспелых сортов – таких как Юбилейная 100, Юмпа, Станичная; раннеспелых Таня, Ермак, Грация, Дельта и заканчивается сортом Фортуна. Пять-семь основных сортов позволяют убрать урожай в оптимальные сроки биологического созревания сорта, то есть за десять дней.
В.Я. Ковтуненко: – Это абсолютно оправданный подход, благодаря которому потери урожая минимальны, он учитывает биологические особенности сорта.
А.В. Ярошенко, президент ЗАО «Холдинг «Урал-Дон»: – Я хочу вернуться к обсуждению роли инноваций в агропромышленном комплексе. Как известно, их внедрение приводит к повышению производительности труда, снижению потребности в рабочих руках, то есть к тому, что необходимо для успешного бизнеса. Но нужны ли инновации людям, которые при этом остаются без работы? Где они будут трудиться? На эти вопросы ответов нет.
Ю.К. Каширин, руководитель ЗАО «Шумилинское»: – Ответ есть. Многие люди сами уезжают из сел в города – им надоедает жить и работать в этих сложных условиях. Приведу простой пример: в моем хозяйстве трудился механизатор, который получал зарплату в 30–40 тысяч рублей. Неожиданно он уволился и отправился в Салехард на заработки. И дело здесь не в нехватке денег, а в психологии людей.
Не стоит забывать, что сельское хозяйство – отрасль непредсказуемая. Когда крестьянин выходит в поле, он словно начинает играть в рулетку. Ему надо не только посеять и получить урожай, чему могут помешать погодные условия, но и выгодно продать его. И это – самое сложное в нашем деле.
А.В. Ярошенко: – Здесь уже говорили, что инновации – это не столько перевооружение машинно-тракторного парка, сколько внедрение новых сортов, технологий, использование высококачественных удобрений. А я уважаю людей, которые умеют считать деньги, и призываю всех это делать.
Сегодня ростовчане получают на круг две с половиной тонны пшеницы, а надо – не менее четырех. В таком случае за урожай, собранный с гектара пахотных земель, мы получали бы 24 тысячи рублей. А в действительности эта сумма составляет 14 тысяч рублей. Поэтому разброс прибыли на гектар в сельхозпредприятиях области составляет от двух до девяти тысяч рублей.
Когда мы говорим о стопроцентной рентабельности пшеницы, возникает логический вопрос: тогда почему же мы так плохо живем? Давайте разберемся вместе. На каждый гектар земли нужны оборотные средства, хотя бы 10 тысяч рублей в год. А теперь подсчитаем расходы на гектар: необходимо оплатить аренду – три тысячи, приобрести технику – 13–18 тысяч, сохранить и переработать урожай – 6–8 тысяч рублей. В итоге на каждый гектар мы должны иметь капитал в размере не менее 40 тысяч рублей. В таких условиях прибыль две тысячи рублей на гектар – цифра несущественная.
Также необходимо помнить, что есть рентабельность затрат, а есть рентабельность работы капитала – основной показатель всего мира. Так вот в сельском хозяйстве, если заниматься им честно, она не достигает и пятнадцати процентов.
И.А. Лобач, председатель совета НП «Агропромышленный союз Кубани»: – Агроном редко согласится с механизатором, но по данному вопросу я полностью разделяю мнение Александра Васильевича. Покупка высокопроизводительных тракторов – не инновация, а перевооружение. Инновации дает нам селекционная работа: это гибриды сельхозкультур, работа с которыми позволяет получать высокие урожаи в любых условиях. Генетический потенциал краснодарских сортов и гибридов настолько силен, что они могут свободно конкурировать с любой аналогичной продукцией. Поэтому, чтобы сельское хозяйство страны стало на новые рельсы развития, необходимо решить ряд вопросов. Во-первых, нужно избавиться от нерадивых хозяйственников и контрафактной продукции. Во-вторых, использовать только прогрессивные технологии возделывания. В-третьих, и этому я придаю особое значение, следует серьезное внимание уделить мелиорации земель. В условиях меняющегося климата это позволит сельхозтоваропроизводителям уйти от многих природных рисков. На Кубани осадков выпадает в два раза больше, чем у вас в Ростовской области. Но и мы должны задуматься о необходимости увеличения площади орошаемых земель. И часть ответственности за это должно взять на себя государство – хотя бы в плане финансирования установки водозаборов, магистральных водоканалов.
С.А. Шевель, руководитель управления растениеводства департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края: – Без государственной поддержки невозможны инновационные прорывы и в области селекции. Да, мы сохранили лидерство в семеноводстве зерновых культур, но остаются упущенными другие позиции. Например, необходимо создавать гибриды кукурузы с высокой влагоотдачей, которые можно убирать без сушки. Но без наличия калибровочного завода, современной селекционной техники, орошаемых семеноводческих участков заниматься этим направлением невозможно.
Еще один важный момент работы – внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, которые могут быть направлены на сбережение почвенного плодородия. Но, разумеется, переход на эти технологии невозможен без высокой рентабельности, о чем здесь уже говорили.
Л.Д. Железная, директор производственно-коммерческой фирмы «Маяк»: – Мы много говорили о том, как вырастить зерно. Но для чего мы это делаем? Для того, чтобы затем превратить его в муку и хлеб. Представители нашего предприятия – завсегдатаи специализированных выставок. И всякий раз, посещая их, мы убеждаемся, что Россия из необходимого для отрасли сельхозоборудования производит только фотосепараторы. А ведь импортное оборудование стоит больших денег. Что же делать?
Сегодня у нас есть12 видов запатентованной продукции, среди которой – законченные циклы переработки нута, чечевицы, пшеницы для проращивания, овса, льна. Мы гарантируем высокое качество переработанной продукции и готовы сотрудничать с сельхозтоваропроизводителями на выгодных условиях. Однако, защищая инновационные проекты, аналогов которых в стране пока нет, мы не знаем, к кому обратиться за помощью. Пользуясь случаем, хочу заявить на страницах вашей газеты: Россия должна иметь собственные технологии переработки, которые также являются частью инновационного пути развития экономики.
В.И. Демьяненко: – Проблема переработки выращенной продукции, безусловно, важна и должна найти свое отражение в разрабатываемой Госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 года. А чего еще вы ждете от ее реализации? Что, на ваш взгляд, следует в нее внести?
Ю.Б. Паршуков, директор Зернового союза Ростовской области: – Действительно, в настоящее время ведется работа над этой программой. Однако важно разобраться, кто занимается разработкой документа. Если только федеральные ведомства и институты, это может привести к тому, что проект будет масштабным, но «мертвым». Разработчиками программы должны быть конкретные территории. В нашей Ростовской области шесть почвенно-климатических зон, у каждой из которых свои перспективы развития. Кто-то занимается овощеводством, кто-то делает ставку на зерно… У всех свои мнения и желания, которые можно высказать в рамках подобных «круглых столов», а затем проанализировать и перенести на бумагу.
Повторюсь, так как мысль эта очень важна: необходимо, чтобы в разработке программы принимали участие не только ученые, но и руководители сельхозпредприятий, зарекомендовавшие себя как крепкие хозяйственники, профессионалы своего дела.
Но вернемся к нашей главной теме – инновации в сельском хозяйстве. Они необходимы в первую очередь потому, что гибнет российское село. Структура его населения такова: 50% – пенсионеры, 10% – работники социальной сферы, 10% – люди без определенных занятий и всего 5–6% – дети (а должно быть 14%). Оставшаяся часть – те, кто может работать на земле. И если мы этих людей не сохраним, не научим их работать, без инноваций не обойдемся. Однако эти обязанности должно взять на себя государство.
И последнее, что мешает развитию инноваций, – это отсутствие инвестиций в инновации. Их невозможно привлекать, не имея четких земельных отношений. Если аграрий собственник земли, он будет вкладывать в нее средства. В противном случае перспектив развития нет.
В.И. Демьяненко: – Кстати – о будущем села. По прогнозам Росстата, к 2020 году численность сельского населения сократится более чем на 14%, то есть на сто пенсионеров придется только 29 молодых людей, достигших трудоспособного возраста. Как же сохранить трудовые ресурсы на селе?
А.В. Ярошенко: – Только за счет внедрения инноваций. Как в Америке – один работающий на 370 гектаров земли.
П.С. Косов, президент ТК «АгроЗемИнвест»: – Российское сельское хозяйство находится в системном кризисе. Начнем с низшего звена – со школы. Никто детей ни исконно сельским профессиям, ни простой любви к земле не научит. Выпускники профтехучилищ – не те специалисты, которые могут удовлетворить потребности агропромышленного комплекса. Возьмем высшую школу. Только три-пять процентов выпускников сельскохозяйственных вузов работают на селе по полученным специальностям.
Теперь о науке. Сегодня в нашей области выращиваются в основном сорта сельхозкультур импортной селекции. Однако отечественная наука чрезвычайно оторвана от нужд производства. Приведу пример: за последние годы мы потеряли миллиарды рублей из-за заразихи. Иностранные компании предлагают дорогостоящую систему защиты Клеарфилд, которую аграрии вынуждены приобретать от безысходности. Хотя задача российских ученых – своевременно отвечать на вызов времени и создавать сорта, устойчивые к заразихе. Это и были бы нужные сельскому хозяйству инновации.
А.А. Соболевский, председатель СПК колхоза «Миусский», председатель Собрания депутатов Неклиновского района: – Сегодня здесь выступали и президенты громадных холдингов, и руководители небольших хозяйств, и у каждого свое видение того, что значат инновации в сельском хозяйстве. Но несмотря на различия мнений мы все точно знаем: если бы мы не занимались модернизацией сельхозпроизводства, не внедряли новые технологии, не использовали новые сорта разных селекций, которые сегодня нам показал Сергей Иванович Сухомлинов, не было бы у нас таких хозяйств как «50 лет Октября». Да и сам Неклиновский район не стал бы лидером Ростовской области по урожайности и валовому производству зерна. Так что инновации для нас – дело не новое, и заниматься ими надо, причем активнее. Иначе можно так отстать в развитии, что наверстать упущение будет невозможно.
В.И. Демьяненко: – Спасибо всем за активное участие в работе «круглого стола», а Сергею Ивановичу Сухомлинову – за организацию нашей встречи и гостеприимство. Тема инноваций будет продолжена на страницах газеты «Земля и Жизнь» и впредь, так как она актуальна и волнует многих. Мнения сегодня мы услышали разные, но все они были интересны и являются поводом задуматься над будущим отечественного сельского хозяйства.
Яна ВЛАСОВА.
Ростовская область.
Источник: www.zizh.ru
11 июня 2011 г.