Новый министр сельского хозяйства Ставрополья Владимир Ситников стал гостем программы Владимира Макарова «Школа компромиссов». Какие первостепенные задачи ставит перед собой Ситников? Как вытеснить импорт со ставропольских магазинных прилавков? И чего не хватает отрасли?
– Владимир Николаевич, Вы наверное, знаете, что наши крестьяне люди достаточно консервативные, немножко мнительные и с опаской относящиеся к любым переменам. Сейчас, наверняка, думают, чего нам ожидать от нового министра?
– В сельском хозяйстве я человек не новый, тех отраслей, в которых я не сильно хорошо разбираюсь, очень мало. У меня и прадед, и дед, и отец – все они были землепашцами, и я далеко от этого не отошел. С 1989 года в течение шести лет я работал штурвальным и комбайнером. Затем закончил институт и с 1994 года работал агрономом, бригадиром, потом руководителем в одном хозяйстве.
– Вы работали в 90-е и знаете проблемы, в самые горячие дни с ними столкнулись.
– Абсолютно верно. Если говорить о том, что можно ожидать, сегодня я занят плотным погружением в проблемы, которые есть сегодня в сельском хозяйстве.
– Что первое в глаза бросается?
– Есть сегодня такое мнение, что у нас удовлетворительная цена на продукты. Мы вместе с Кулинцевым Валерием Владимировичем сделали анализ и каковы результаты? У нас темп роста в цене на условную единицу – один трактор – по сравнению с 2003 годом и на сегодня составляет 56 %, то на озимую пшеницу этот темп роста составляет 17 %. То есть, в 2003 году мы могли купить один трактор за 200 тонн, а сегодня мы его должны покупать за 500–600 тонн. И в чем заключается проблема? Сегодня сельское хозяйство выживает за счет прироста объемов производства. Когда-то мы радовались 5 миллионам тонн – сейчас 8 миллионов, Губернатор поставил задачу – 10 миллионов тонн собрать урожай. Но проблема заключается в том, что не сопоставим рост цен. Мы выживаем только за счет объемов производства.
– Что будем делать? Государство помогать будет?
– Об этой проблеме знает МСХ, и Губернатор ставит задачи, готовимся с выходом на федеральный уровень для того, чтобы мы не регулировали цену на нашу пшеницу экспортными пошлинами – это довольно серьезная проблема. Сегодня на международном рынке цена гораздо выше, чем внутренняя цена. Проблем очень много. Что сегодня происходит на рынке средств защиты растений? Масса фальсифицированных продукции.
– Фальсифицированная – это значит, что она не работает? Или она выпущена каким-то «левым» путем?
– Качество весьма сомнительное, но все это наши крестьяне переваривают. Кто-то зарабатывает сотни миллионов рублей, а кто-то не добирает урожай. Это проблема, которой нужно заниматься. Такая же проблема сегодня на семенном рынке.
– То есть покупают, надеясь на одно, а всходит совершенно другого качества?
– Проблема министерства, что мы сегодня не обладаем точной информацией по количеству площадей пашни. Мы сегодня занимаемся переоценкой кадастровой стоимости земли. Вот в этом и есть проблема, что мы не обладаем достаточным количеством информации, этим надо заниматься. Другая проблема: мне хотелось бы несколько изменить работу министерства сельского хозяйства. Вот простой пример. У нас сегодня Губернатор обладает рядом проблем в сельском хозяйстве не только в разрезе районов, но и в разрезе каждого сельхозпредприятия. Так вот наша задача сегодня – обладать проблематикой вплоть до производственного участка, знать проблемы вплоть до каждого механизатора на селе. То есть мы должны выйти за рамки своих кабинетов и быть ближе к земле, быть ближе к труженику села. И тогда мы будем знать реальные проблемы на сегодняшний день, а не проблемы, которые мы берем иногда из данных статистики.
– То, что Вы описали, проблемы очень серьезные. По поводу земель. У нас в программе как-то звучала эта цифра, порядка 250 тысяч га, я их назвал «бесхозными землями» и председатель нашей Думы Юрий Белый меня поправил, что это не совсем бесхозные, они за кем-то числятся, только мы не знаем за кем, потому что людей на них нет, налоги за них никто не платит. Там странное производство, где процветает теневой бизнес. Там и выпас скота идет, там собирают пшеницу неучтенную, и это на огромных площадях. Вы ведь можете столкнуться и с криминалом, если начнете наводить порядок.
– В рамках действующего законодательства мне хотелось бы выйти за рамки своих полномочий. Вот яркий пример. Мы говорим о проблеме фальсифицированной продукции средств защиты растений на рынке, сегодня нет полномочий, чтобы я этим занимался. Сегодня именно министерство сельского хозяйства должно координировать эту работу. Министерство сельского хозяйства – это открытая площадка для обсуждения проблем, которые есть у тружеников села.
– Это вы подаете сигнал другим службам, что я открыт к сотрудничеству?
– Мы будем работать и с полицией, и с прокуратурой, сегодня я говорю о бизнесе, о том, чтобы помочь сегодня и бизнесу на селе, и тем, кто сегодня сопровождает этот бизнес.
– Мы много говорим об импортозамещении. Как у нас реально обстоят дела в крае?
– На сегодняшний день у нас ведется работа по созданию 34 объектов инфраструктуры. Из них: 6 объектов – тепличные комплексы – 134, 4 гектара; 3 объекта – селекционно-генетические центры в растениеводстве, 3 объекта – овощехранилища на общий объем 8 тысяч тонн; 4 объекта – картофелехранилища, также на 8 тысяч тонн, 4 объекта – плодохранилища на 33 тысячи тонн, 1 оптово-распределительный центр на 80 тысяч тонн, 2 молочно-товарных комплекса на 5 тысяч голов, реконструируется 11 объектов молочных комплексов на 3,5 тысячи голов. Общий объем составляет 126 миллиардов.
– Это стоимость создания этой инфраструктуры 126 миллиардов?
– Это стоимость этих объектов. Мы сегодня говорим о программе импортозамещения, часть уже реализована, а часть ее еще реализуется.
– Просто я боюсь, что большинству людей эти цифры ничего не скажут. Какой результат мы получим?
– Результат будет довольно внушительным. Мы получим до 5 тысяч рабочих мест. Также до 2017 года мы планируем увеличить объем производства говядины на 22 %, объемы по молоку увеличить на 3,9 %, на 18 % увеличить объемы плодовых и винограда и более чем в 2 раза увеличить объемы производства тепличных овощей. Стоит задача к 2017 году выйти на 100 % обеспечивание согласно медицинских норм, а по некоторым позициям мы будем эти цифры превышать.
– Я задумывался над таким вопросом. Мы создаем предприятия, поддерживаем фермерские хозяйства, возникает вопрос – где взять деньги? Проблемы с банками – то они не дают, то дают под высокие проценты или требуют сверх гарантий. Почему бы нам на территории Ставропольского края ни создать народные предприятия и начать их поддерживать? Вот, например, горожане скидываются, и на их деньги где-нибудь под Ставрополем строится тепличный комплекс, который их же потом будет обеспечивать свежими овощами круглогодично, почему бы не привлекать в качестве инвесторов жителей края?
– Если честно, я довольно скептически к этому отношусь, потому что сложновато будет выдержать в рынке. Это мы говорим сейчас о кооперации. Давайте мы поговорим о кооперации не с точки зрения производства, а с точки зрения реализации. – Возьмем любое хозяйство. Например, Петру Васильевичу Лобанову – удивительному человеку, у которого прекрасное хозяйство, проблематично сегодня реализовать продукцию. И таких хозяйств десятки и сотни. Почему бы в рамках кооперации не создать кооперативы, вложить наши средства и помочь сегодня производителям с реализацией, равно как и помочь себе с качественной продукцией по более низкой цене. Ведь у нас сегодня довольно серьезный сдерживающий фактор производства объемов – это наши торговые сети. Если посмотреть на долю продукции, произведенной в Ставропольском крае, то она весьма невысока.
– Почему она в этих сетях невысока? И нельзя ли заставить сети принимать наши местные товары?
– Я в министерстве сельского хозяйства работаю, Владимир Валерьевич.
– Да, я понимаю, что этот вопрос не к Вам. Но просто по-человечески меня это поражает. В моем дворе есть женщина, у нее свое небольшое хозяйство типа дачи. Продает во дворе свои овощи.
– Вот давайте составим конкуренцию сетям сегодня.
– Так у нее, во‑первых, дешевле процентов на 25–30, чем в магазинах; во‑вторых, качество ощутимо лучше. Почему это нельзя сделать нормой? Помочь таким людям.
– Это направление заслуживает внимания и конечно нужно работать здесь. Говоря о деньгах, их всегда не хватает. Приведу такие цифры: 2003 год – госсподдержка по нашему краю составляла 800 миллионов рублей, субсидировалось 8 направлений, 2014–2016 годы – поддержка составляет 6 миллиардов рублей, субсидируется 38 направлений. Из них 80 % – деньги федерального бюджета и 20 % краевого. Только в рамках импортозамещения мы увеличили на 50 % – с 4 миллиардов до 6 миллиардов. Сегодня позиция и Президента, и Губернатора однозначна – учитывая проблемы в бюджетах в федеральном и краевом, практически нигде нет снижения финансирования по сельскому хозяйству.
– Я знаю многих людей, которые к нам обращаются, которые готовы что-то делать – у них есть свое подсобное хозяйство, зарплаты у нас небольшие и подсобное хозяйство нам очень помагает, мы бы хотели его как-то развить, но не знаем, как это сделать.
Как зарегистрировать КФХ? Мы слышали, что можно субсидии получать, какую-то поддержку от государства, но мы не знаем, куда идти и у кого это узнать. Кто может помочь этим людям?
– Стратегически мы планируем несколько изменить работу министерства для того, чтобы в информационном плане людям на селе сегодня было легче. А на ваш вопрос есть конкретный ответ – есть информационные центры в каждом селе, есть администрация района, есть люди, которые получают за это заработанную плату. Нужно приходить и получать консультацию на бесплатной основе. А если есть проблемы, то обращаться в министерство сельского хозяйства.
– То есть, если их там «отфутболят», обращаться к Вам напрямую?
– Да. Еще хотел сказать, что весь свой ресурс я направлю на то, чтобы помочь труженикам села, независимо от того, это КФХ, личное подсобное хозяйство, крупное сельхозпредприятие, крупный агрохолдинг. Проблемы, о которых мы сегодня говорили, во многом схожи. Поэтому мы будем работать вместе с коллективом. Губернатор ставит задачи. Мы не пашем, не сеем и не жнем, мы должны заниматься анализом, мы должны заниматься планированием, мы должны заниматься стратегией отрасли в целом, и развития каждой подотрасли.
– Мне часто приходится общаться с людьми, которые занимаются сельским хозяйством, я у них спрашиваю, как вы определяете, что в этом году лучше вырастить, и мне кажется, что они ориентируются на то, что дороже всего стоило в прошлом году. Где им получить ориентиры и планирование, чтобы не нарушалась норма севооборота, чтобы не губить почву?
– Это прямая наша задача.
Мы не сможем вмешаться в рынок – это точно, но сегодня мы должны заниматься анализом, чтобы ориентировать предпринимателей. Это очень серьезное направление. Иногда бытует мнение – для чего отдел сельского хозяйства, для чего сидят статисты?
– По большому с чету вы должны быть как продюсеры, которые все это организуют и управляют. У государств есть запрос в этом, к этому надо возвращаться? И очень больной вопрос – это наши восточные районы. Там до сих пор продолжаются земельные войны, у Вас есть какие-то мысли, что с этим нужно делать?
– Готовых рецептов я выдавать не буду. Есть четкая позиция Губернатора – беспрецедентное внимание восточным районам. Мы будем работать в рамках его решения.
– Спасибо большое, удачи вам в вашей работе.
Газета «Аграрное Ставрополье»
26 октября 2015 г.