Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта, предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей. Составляя основную часть территории Кубани, земли сельскохозяйственного назначения являются и одним из главных ее богатств – это и основное средство производства, и территории для проживания. Не секрет, что и отношение людей к нашему основному богатству разное, есть вопиющие случаи по организации несанкционированных свалок, загрязнению земли ядохимикатами, использованию этих категорий земель не по назначению, уничтожению плодородия почвы. Вполне справедливо, что владельцев земель, которые допускают такие нарушения, нужно наказывать, а земли просто отбирать. И это справедливо. Однако в обществе не утихают споры о том, есть ли в законодательстве некие лазейки, которые могут привести к злоупотреблениям в этой сфере и стать орудием для «сравнительно честного» отъема земель у собственников и арендаторов.

Эту ситуацию нам прояснил Сергей Рубцов, начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

– Сергей Анатольевич, какими законами регулируется изъятие земель сельскохозяйственного назначения? И каковы основания ее для изъятия?

– Процедура изъятия земель сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом РФ (ст. 54), Гражданским кодексом РФ (ст. 286) и в Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 6). Эти нормативные документы используются в зависимости от правопринадлежности земельного участка. Таким образом, действующее законодательство, в частности Земельный и Гражданский кодексы РФ, предусматривает принудительное прекращение прав на земельный участок. Это может произойти в случае:

– использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

– использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

– неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

– неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен Федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

– Как осуществляется сама процедура? И легко ли отнять землю у собственника?

– Сама законодательная процедура по изъятию достаточно сложная и без оснований отнять землю у собственника практически невозможно. В настоящее время, чтобы изъять земельный участок, необходимы четкие доказательства, что он не используется по назначению в течение трех лет подряд. Этот факт должен быть соответственно зафиксирован. Фактически же получается так: мы выходим на проверку, осуществляем ее, составляем акт. Если нарушения выявлены, составляем протокол и выдаем предписание. И только в случае неисполнения нашего предписания можно запустить процедуру изъятия земли. Но на практике, получив предписание, владелец или арендатор обычно быстро принимает меры, фиксирует их и три года может быть спокоен. Есть еще одно основание для принятия нами таких жестких мер – это загрязнение земель опасными химическими веществами. Здесь контроль осуществляется методами лабораторных исследований, наши специалисты берут почвенные образцы и передают их на анализ в Краснодарскую межобластную ветеринарную лабораторию. Лаборатория производит анализы,проводит исследования по показателям загрязнения и по уровню плодородия почвы. Но необходимо отметить, что Кубань в этом отношении – край достаточно благополучный и вопиющих фактов по таким нарушениям у нас нет. А если и есть какие-то признаки неблагополучия, то они, как правило, быстро устраняются. То есть, если вы получили наши предписание, постарайтесь в максимально короткие сроки его устранить и проблем не будет. Таким образом, основанием к изъятию участка служит только факт неисполнения выданного предписания.

– Сохранение плодородия земель – главная задача и это бесспорно. Ситуацию в крупных хозяйствах отследить достаточно просто, но есть и категория фермерских земель, где есть нарушения, в частности по сево обороту. Как быть здесь?

– К сожалению, на федеральном уровне нет требований к соблюдению севооборота, хотя краевой закон это предусматривает. Контролирует севооборот на уровне субъекта ГКУ КК «Кубаньземконтроль», полномочия которого достаточно ограничены. Мы же можем регулировать эту ситуацию только косвенно, путем взятия образцов и анализа плодородия почвы. Тем не мене, такая проблема есть. И здесь необходимо достаточно четкое законодательство, с понятными критериями, которые могут определять основные требования к севообороту. Свою позицию по этому вопросу мы уже обозначали на федеральном уровне.

– Сергей Анатольевич, вы уже достаточно давно работаете в сфере земельного контроля. Какова, на Ваш взгляд, ситуация с землей на Кубани?

– По сравнению с другими субъектами РФ у нас в этом плане дела обстоят намного лучше. Площадь земель с нарушениями составляет порядка 2 % от общей проконтролированной Управлением. Есть небольшие территории, где нарушения еще встречаются. В основном эти угодья находятся в труднодоступных отдаленных местах, там, где затруднена сама обработка земли. Но мы такие участки находим.

Это проходит в рамках плановых проверок, запрашиваем информацию в Росреестре, в местных администрациях, определяем участки по кадастровым номерам, объезжаем их и, соответственно, делаем выводы.

– Вопрос не по теме, но он касается уникального уголка Кубани – Тамани. Недавно после проверки в Темрюкском районе были выявлены незаконные свалки мусора. Были приняты меры, выписаны предписания.

Как сегодня обстоят там дела, исправляется ли ситуация?

– Нашими специалистами были проведены проверки по исполнению предписаний в отношении муниципальных образований сельских поселений Темрюкского района. Было установлено, что предписания в указанный срок не выполнены, нарушение в виде захламления земель не устранено. На юридических и должностных лиц Таманского, Запорожского и Новотаманского сельских поселений составлены протоколы и преданы на рассмотрение в районный суд. По результатам рассмотрения вынесены судебные решения о привлечении юридических и должностных лиц к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 30 тысяч рублей. Им были также выданы предписания с указанием нового срока для устранения нарушений.

Сейчас продолжается активная работа, в судах находится ряд исковых заявлений по понуждению этих администраций провести рекультивацию этих земель. Часть исков уже удовлетворена, часть на стадии судебного производства. Но парадокс заключается в том, что в соответствии с законодательством, утилизация бытовых отходов строится в два этапа: первый – сбор и вывоз, что входит в обязанность сельских администраций; второй – непосредственно утилизация отходов, что является уже обязанностью администрации района. И поскольку не решается вопрос с утилизацией, то и вывозить отходы некуда. Поэтому создается такая ситуация, когда мы вынуждены наказывать глав сельских поселений и в то же время понимать, что здесь есть и вина главы района. Администрации района также выданы представления об устранении выявленных нарушений. И определенный эффект есть. Сейчас районная администрация выходит на уровень края с предложениями по организации полигонов по переработке бытовых отходов.

– И заключительный вопрос: в Госдуме находится законопроект, который предусматривает отмену категорийности земель. Ваше мнение по этому закону?

– Согласно документу, предлагается заменить категорийность земель принципом зонирования. Однако земли сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда России являются крупнейшей категорией земель после земель лесного фонда, а их социальное значение переоценить сложно. Стоит напомнить, что сам документ был внесен в Госдуму еще прошлой весной, а его рассмотрение было запланировано на осень. Но депутаты, и глава профильного комитета ГД в том числе, однозначно выступили против принятия этого документа в предложенной редакции. Пока закон отправлен на доработку, так что говорить о чем-то конкретном рано. Но, по моему мнению, категорию земель сельхозназначения нужно сохранить. Это необходимо для нашего АПК, потому что отмена категорийности земель вполне может привести к потере сельскохозяйственных угодий.

Текст: Галина Шишкина
Газета «Аграрная Кубань»
24 июня 2013 г.